4. Предметный курс «История России» и «Всеобщая история» (5-9 классы)


4. Предметный курс «История России» и «Всеобщая история» (5-9 классы)

Авторы: Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Вклад предмета «История» в достижение целей основного общего образования

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает  новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно–этических систем и т. д.

Целями изучения истории в основной школе являются:

– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого–либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно–хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V–IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно–параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого–возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V–VI, VII–VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

lekciya-2-dvoichnie-kodi-peremennih-lekcii-teoriya-diskretnih-ustrojstv-lekciya2doc.html
lekciya-2-ekologiya-i-zdorove-cheloveka-lekcii-osnovi-medicinskih-znanij-l-2-ekologiya-i-zdorovedoc.html
lekciya-2-ekologo-gidrogeohimicheskaya-ocenka-znacheniya-vodi-na-zemle-lekcii-ekologicheskaya-gidrogeologiya-i-gidrogeohimiya.html
lekciya-2-ekonomicheskaya-informaciya-ekonomicheskie-informacionnie-sistemi.html
lekciya-2-ekonomicheskie-ucheniya-drevnej-grecii-lekcii-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-1doc.html

lekciya-2-dvoichnie-kodi-peremennih-lekcii-teoriya-diskretnih-ustrojstv-lekciya2doc.html
lekciya-2-ekologiya-i-zdorove-cheloveka-lekcii-osnovi-medicinskih-znanij-l-2-ekologiya-i-zdorovedoc.html
lekciya-2-ekologo-gidrogeohimicheskaya-ocenka-znacheniya-vodi-na-zemle-lekcii-ekologicheskaya-gidrogeologiya-i-gidrogeohimiya.html
lekciya-2-ekonomicheskaya-informaciya-ekonomicheskie-informacionnie-sistemi.html
lekciya-2-ekonomicheskie-ucheniya-drevnej-grecii-lekcii-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-1doc.html

lekciya-2-dvoichnie-kodi-peremennih-lekcii-teoriya-diskretnih-ustrojstv-lekciya2doc.html
lekciya-2-ekologiya-i-zdorove-cheloveka-lekcii-osnovi-medicinskih-znanij-l-2-ekologiya-i-zdorovedoc.html
lekciya-2-ekologo-gidrogeohimicheskaya-ocenka-znacheniya-vodi-na-zemle-lekcii-ekologicheskaya-gidrogeologiya-i-gidrogeohimiya.html
lekciya-2-ekonomicheskaya-informaciya-ekonomicheskie-informacionnie-sistemi.html
lekciya-2-ekonomicheskie-ucheniya-drevnej-grecii-lekcii-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-1doc.html



Классы

Объем учебного времени (федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

V–VI классы

140 ч

Что изучает история – не менее 10 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч

VII–VIII

классы

140 ч

История России (XVI– начало ХХ вв.) – не менее 72 ч

История Нового времени (XVI– начало ХХ вв.) – не менее 48 ч

20 ч

IX класс

70 ч

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч

Новейшая и современная история – не менее 24 ч

10 ч